Муниципальное бюджетное дошкольное бразовательное учреждение
Ытык - Кюельский Центр развития ребенка «Кэнчээри»
МР «Таттинский улус» РС (Якутия)
Методические рекомендации для педагогических работников
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.
Интернет-зависимость – это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/about http://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf — теория,
http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика).
Лига безопасного Интернета – крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного Интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.
Проект «Сетевичок» представляет собой группу онлайн-мероприятий:
— Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентировапнный на детей и подростков.
— Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок».
— Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
— Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Презентации о безопасном Интернете.
Сайт Центра безопасности Майкрософт.
Центр безопасности Интернета в России.
Безопасно и просто: родительский контроль.
Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.